Мифологические представления ностратической этно-языковой общности

Части речи: Местоимения | Наречия | Прилагательные | Существительные | Глаголы | Числительные | Предлоги | Частицы
Корнеслов ПНЯ:
ʔA | c | B | C | Cʔ | Ch | Chʔ | Cy | Cyʔ | D | Dl | Dz | Dzy | G | Gg | Gh | H | Hh | J | K | Kʔ | L | Lh | Ll | Ly
M | N | Ny | Nn | Ng | P | Pʔ | Q | Qʔ | R | Ry | S | Sh | Sy | T | Tʔ | Tl | Tlʔ | W X Y Z | | Zh
Русско-ПН словарь: А | Б | В | Г | Д | Е, Ё, Э | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ю | Я
Обзоры праязыков-потомков: Афразийскийсемитским и египетским) | Дравидский | Индоевропейский (со славянским) | Картвельский | Урало-сибирский | Уральский | Эламский
Лексика праязыков-потомков: Афразийскаясемитской) | Индохеттская
Мифы и боги потомков: Алтайские | Дравидские | Палеосибирские | Праиндоевропейскиеиндоевропейские) | Уральские

Кел-хэ вете-и хакун кэхла, Калаи палха-ка на ветэ, Ся да а-ка эйа элэ, Я-ко пеле туба вете
("Язык - это река времени..." - стихотворение Иллича-Свитыча на ностратическом праязыке)

Здесь размещаются сведения о мифологии народов ностратической праобщности, евразийских мифологических сюжетах и древнейших культах Евразии:

Разделы страницы:

  1. Хронология общеностратических мифологических сюжетов
  2. Бог-волк (70-65? тыс. лет назад)
  3. Мировое дерево (40-45 тыс. лет назад)
  4. Мать мира и Мировое яйцо (14-10 тыс. лет назад)
  5. Культ Неба (Тенгрианство)
  6. Борьба со Змеем
  7. Ссылки о духовной культуре народов древней Центральной Евразии
  8. Библиография исследований ностратической мифологии

Хронология общеностратических мифологических сюжетов

Хронология основных сюжетов общеностратической мифологии выглядит следующим образом:

  1. Древнейшим мифом является миф о Мировом древе. В славянской и осетинской мифологии с функциями Мирового древа также выступает яблоня (которая также связана со свадебными и с похоронными обрядами). Возраст мифа – 35 тыс. лет. (этот миф есть у всех народов мира и у австралийских аборигенов, причем Австралия стала материком 40 тыс. лет назад, и ее обитатели не контактировали с другими народами).
  2. Следующий уровень (XII – IX тыс. до н.э.) мифологической системы связан с мифами о Деве Творения, принявшей облик водоплавающей птицы, которая снесла Мировое яйцо; с мифами о двух Птицах, создающих мир, причем одна творит Добро, а другая Зло (дуализм, вошедший в религии народов Востока, в зороастрим и иудаизм); с мифами, где лук и стрелы представлены как система мира [?], причем с ними связаны представления об изобилии, плодовитости и судьбе; с мифами о Волчьем боге, который, например, в славянском пантеоне известен как Велес.
    Обоснование возраста: все эти мифы есть в мифологиях индоевропейских народов и в мифологиях уральских, алтайских и палеоазиатских народов [т.е., в урало-сибирских, включая бореальные ностратические языки].
  3. Третий хронологический уровень (VIII – VI тыс. до н. э.) представлен мифом о Великой богине (в славянском пантеоне Макошь или Лада) География мифа показывает, что он зародился на Ближнем Востоке, в среде ранних индоевропейцев, причем Великая богиня перенимает функции и Девы творения и Волчьего бога. Она – творец всего живого и обеспечивает плодовитость, плодородие и изобилие.
    Обоснование возраста: этот миф есть у индоевропейских народов и народов, языки которых относятся к ностратическим на Востоке.
  4. По-видимому, на четвёртом хронологическом уровне развития общеностратической мифологии является Культ Неба, а, точнее, культ Дня и Сияющего неба, чьи реликты имеются не только у большинства (если не у всех) ностратических народов, но и у древних шумеров и китайцев. Этот культ возник, по-видимому, уже с переходом к патриархату, связанному, вероятно, с развитием скотоводства, как изначально мужского хозяйства (возникшим из охоты), в то время как женским было земледелие (возникшим из собирательства).

Бог-Волк (70-65? тыс. лет назад)

Иван-царевич и Серый волк (картина Васнецова)

С помощью Серого Волка царевич Иван находит Жар-птицу (воровавшую у отца-царя золотые яблоки), красавицу жену и верного коня, побеждает завистливых братьев и злобного Кащея, становится царём, а Серый Волк служит ему до конца жизни. Правда, при этом горе-Иван дважды лажался, ослушиваясь предупреждения Серого Волка и попадая в очередную историю, но выкручиваться помогал Волк, то и дело превращаясь в объект торга [т.е., был нефигуральным оборотнем]. В этом захватывающем блокбастере Серый также с помощью Ворона (впрочем, взяв в заложники его вороненка) оживляет Ивана, убитого братьями, а Иван наведывается и к Бабе-Яге и к Кощею, попутно отбрав у леших самобранку, невидимку и драчунку (а у Кощея потом еще и самогуды). Царевич за Кощеевой смертью даже совершает набег через Окиян на остров Буян, спасая перед этим Щуку (прообраз Золотой рыбки), которая ему потом помогает. Приключения завершились пробуждением уснувшего царства отца и свадьбы Ивана с Еленой Прекрасной. А Волк потом как бы еще и приглядывал за их детьми (вспомните про Ромула и Рему - основателей Рима, которых воспитала волчица). Полный набор персонажей и волшебных вещей в одной сказке... Змея-Горыныча только не хватает. Впрочем - нет, чтобы проникнуть во дворец Кощея, Ивану пришлось убить сторожившего его Змея о двенадцати головах [Кощей, возможно, - образ бога времени или владыки подземного царства]. Непонятно только, зачем было убивать Змея и Кощея, когда в руках уже было яйцо с его концом. А, оказывается, нужно было бросить яйцо в лоб Кощея.

Возможно, Жар-птица - образ богини Солнца, как и Золотая рыбка, а вот Царевна-лебедь - образ богини неба. Серый Волк мог олицетворять бога земной природы Велеса. То, что Волк съедает Коня - воспоминание о жервоприношениях коней (Ашвамедха) у предков-язычников, хорошо описанное в арийских Ведах.

Возможно, мифы о Волчьем боге появились во времена одомашнивания собаки, а, может быть, гораздо раньше - еще в тотемическом прошлом человечества - даже до заселения Австралии 65 тыс. лет назад. В любом случае, удивительно, что древнейшие мифо-образы сохранились до сих пор в мире сказок.

Мировое дерево (40-45 тыс. лет назад)

Мировое дерево древних скандинавов Игдрасиль

Вероятно, отражением этой мифологемы о Мировом дереве являются различные "молодильные" яблони: древнегреческий миф о хождении Геракла за яблоками гесперид, шумерский миф о плавании Гильгамеша за яблоками вечной жизни, русская сказка об Иване-царевиче и Сером волке [значит, Волчий бог является частью общего сюжета].

Мать мира и Мировое яйцо (14-10 тыс. лет назад)

Царевна-лебедь с месяцем и звездой - Богиня неба и Мать мира

За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит, а во лбу Звезда горит...

В индоарийском пантеоне Мать мира - это, вероятно, Рада - жена Шивы, в древнегреческом - наверное Афродита или Деметра, в древнеславянском - богиня Земли, урожая и судьбы Макошь, в ханаанском и месопотамском - Астарта (Иштар).

Скорее всего, этот мифосюжет более древний, т.к. статуэтки Богини-матери обнаружены уже в стоянках палеолита.

Культ Неба (Тенгрианство)

Владыка Дня - Бог Неба - Божий Дух Саваоф

Культ Дня и Сияющего неба мог возникнуть сначала на Севере - в области, где были полярные дни и ночи. Теоним Бога дня (*Д-Н) имеется также в шумерском и китайском языке (Тянь-Шань - "Небесные горы"). Известен бог Тин и в языке этрусков. Причем, все три языка, имея разную степень отдаленного родства (доностратического и ностратического), по лексике имеют немало впечатляющих схождений с праиндоевропейским языком.

В индоевропейские времена Бог Неба стал Богом Грозы (Громовержцем - гр. Зевсом, лат. Юпитером (букв. "Небо-Отец"), сл. Перуном...).

У иудеев он разделился на Божий Дух (Саваоф) и Яхве.

У тюрков и монголов тенгрианство, по-видимому, просуществовало наиболее долго и в наиболее чистом виде. У близких к ним территориально и культурно китайцев понятие Неба пронзало всё мировоззрение (особенно в конфуцианстве).

Египетская Богиня Неба с Богом Земли

По-видимому, возникновение культа Владыки неба ознаменовало переход от более древней космологической системы, когда Небо было богиней, а Земля - богом [как языческий Велес древних славян]. Эта представление сохранилась в древнеегипетской мифологии.

После такого переворота в неолите появилось понятие Земли-матери, с которой стала ассоциироваться Великая богиня, которая до того времени олицетворялась в виде небесной (но водоплавающей) птицы [Царевна-Лебедь из русских сказок]. Возможно, во время этой неолетической революции, когда возникло производство, первобытный матриархат сменился патриархатом.

Библиография:

Борьба со Змеем

Созвездие Дракона - Небесного Змея

Возможно, что тема битвы верховного бога с Небесным змеем возникла под впечатлением Созвездия Дракона, окружающего Ось мира - Полярную звезду.

Ссылки о духовной культуре народов древней Центральной Евразии

Возможно, чтобы реконструировать праностратические мифологические сюжеты, стоит исследовать фольклор древних народов Ближнего Востока, Арийского простора и Сибири?

Библиография исследований ностратической мифологии

Обзоры и статьи о древних мифологических сюжетах евразийских племён.


Ностратический праязык и народ: Ностратика | Прародина | Прамифы | Хронология | Фонетика | Грамматика | Лексика | Слова по темам | Существительные | Местоимения | Частицы | Новоностратический | Ресурсы | Книги
Языки-потомки: Алтайские | Афразийские | Дравидские | Индоевропейскиепраиндоевропейским) | Картвельские | Палеоазиатские | Тирренские | Уральские | Эламский
Полезные ссылки: Археология | Мифология | Расы | Популяции | Страны | Карты | Словари древних языков и праязыков
Интересные статьи: Бореальный Культ Неба | Индейско-тюркские сравнения | Засухи и миграции

© «Proto-Nostratic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012. Пишите письма (Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).
Страница обновлена 28.06.2019
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика